Среда, 15.05.2024, 08:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУДО "Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области"

Для педагогов

Главная » Файлы » Мои файлы

Тема: Глиняная посуда с налепом. Изготовление изделия «Салатник» с декоративным налепом.
22.03.2013, 08:26

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»

 

 

 

 

Конспект занятия

по декоративно-прикладному творчеству

 

Тема: Глиняная посуда с налепом. Изготовление изделия «Салатник» с декоративным налепом.

 

 

 

Подготовила: педагог

дополнительного образования детей

Некрасова Людмила Алексеевна

 

 

 

 

Уразово, 2013

Тема: Глиняная посуда с налепом. Изготовление изделия «Салатник» с декоративным налепом.

Цель: Изучение особенностей изготовления глиняной посуды с налепными узорами.

Задачи:

1.     Познакомить с историей, особенностями налепных узоров на декоративной посуде.

2.     Продолжать учить анализировать образцы работ, иллюстративный материал.

3.     Научить изображать декоративную посуду с налепными узорами, передавая особенности формы и росписи.

4.     Развивать навыки самостоятельной работы, творческий подход к выполнению изделия.

5.     Закреплять навыки аккуратной лепки.

6.     Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал и оборудование:

1.     Емкости с водой, стеки, влажная ткань, картон, глина на каждого ребенка.

2.     Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы и иллюстрации декоративной посуды разного предназначения, запись спокойной музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.                  Организационный момент. Приветствие детей. Проверка посещаемости и готовности к работе.  Выбор дежурных.

II.               Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями декоративной посудой с налепными узорами. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким, легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глиной разных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?

(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)

То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т.е. появилась декоративная посуда. Что значит слово "декоративная”?

(Ответы детей)

Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно? Каково применение данного вида посуды?

(рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений, ответы детей)

Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, — жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.), так называемые, геометрические элементы.

Обычно жгуты раскатывают на гладкой поверхности руками. Если же требуется получить множество жгутов одинакового диаметра, то глину раскатывают специальной дощечкой, имеющей внизу ограничители. От них зависит толщина раскатываемого жгута. Существует способ нанесения узоров на изделие путем «вдавливания», «выбирания» глины. Нередко подобные узоры являются подготовительной стадией для инкрустации, когда полученные углубления заполняются цветными ангобами. Необходимо помнить, что наносить подобные узоры можно только тогда, когда глиняное изделие слегка  подсохнет  до состояния затвердения.

Чтобы заготовленные жгуты, да и другие мелкие детали, не подсыхали и не теряли пластичности, их накрывают сверху влажной тканью. Если необходимо получить из отрезка жгута завиток, его концы раскатывают до тех пор, пока они не станут острыми. В зависимости от задуманного узора жгут с заостренными концами свертывают в завиток с плотно примыкающими спиралями, либо с небольшими зазорами между ними. Из более длинной заготовки получают двойной завиток. Узор может состоять из одного, двух и более элементов. Характер узора зависит от расположения включенных в него элементов. Тот же завиток, только расположенный по-другому, производит совершенно иное впечатление.

Предназначенное для декорирования изделие должно находится в затвердевшем, но сыром состоянии. Вначале к стенкам сосуда приклеивают прямые жгуты. Затем на одинаковом расстоянии друг от друга — завитки, и в последнюю очередь — круговые налепы. При выполнении любого налепного рельефа, прежде чем приклеивать деталь, глину в месте приклеивания взрыхляют, делая насечки зубчатой стекой, и смазывают жидкой глиной или смачивают водой. Приклеив деталь, жидкой глиной тщательно промазывают щели.

Кроме завитков, в налепных узорах широко используются круглые и овальные налепы . Их изготавливают из того же жгута, только нарезанного на равные короткие части. Если кусочек глиняного жгута величиной примерно с крупную горошину быстро раскатывать между ладонями, то обязательно получится катыш, напоминающий вытянутую бусину. Чтобы из того же кусочка глины вышел шарик, его катают на ладони указательным пальцем.  Когда готовые катыши наклеивают на поверхность изделия, их слегка сплющивают.

Использовать налепные детали можно не только для составления, но и для получения на поверхности изделия различной фактуры. Например, с помощью круглых катышей легко получить очень выразительную бугорчатую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью декоративной вазы.

 

         С помощью простых геометрических элементов: шар, овал, конус, треугольник и др., можно составить более сложные элементы, которые напоминают различные предметы живой и неживой природы (дом, дерево, кошка, ёжик и т. д.). 

Ребята, а как вы думаете, каким способом украсили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.

(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание, выбирание, ленточный способ.)

Практическая часть занятия

Итак, сегодня мы с вами тоже будем создавать декоративную посуду. И конечно будем украшать ее налепами. Наше изделие – салатник «Золотые рыбки». Ребята, как вы думаете, для чего нужен этот предмет дома? Как он должен по-вашему выглядеть? Какую форму он мог бы иметь? Какой сюжет для декоративного налепа можно придумать на тему «Золотые рыбки» и какое место на предмете он мог бы занять? Какие цвета можно использовать для фона, а какими – раскрасить декоративный налеп?

(Ответы детей, советы педагога)

         Последовательность выполнения изделия. Вылепить салатник можно пластическим способом, то есть из целого куска. Для этого формируют большой шар и раскатывают его в пласт толщиной 0,5 сантиметров. Затем края лепешки приподнимают вверх на нужную высоту. Приглаживают дефекты пальчиками или с помощью влажной ткани. Если вы довольны тем, как получилось ваше изделие, то можно приступать к следующему этапу работы: лепке полуобъемных украшений для вашей посуды.

Физкультминутка. Давайте с вами немного отдохнем и покажем в воздухе движения руками, с помощью которых будем лепить салатник.

(Педагог показывает, дети повторяют)

Садитесь красиво, спину держим прямо. Хорошо подумайте, на сколько частей вы разделите кусок глины. Постарайтесь проявить фантазию и вылепить салатник особенный непохожий на другие. Приступаем к работе, хорошо разминаем глину, делим ее на части, лепим изделие, используя повторенные  нами движения рук.   

(Самостоятельная работа детей, помощь, подсказ, напоминание педагогом, что перед налепами необходимо тщательно загладить поверхность.)

III. Подведение итогов занятия

После работы педагог предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия, вылепленные ими, отметить наиболее удачные.

IV. Рефлексия

А теперь давайте на минуту закроем глаза, и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия. Что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

V. Уборка рабочих мест

         Дежурные контролируют качество уборки рабочих мест.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ДДТ
Просмотров: 2183 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0