Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Валуйского района Белгородской области
выступление
на региональном семинаре
Тема: Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства.
Подготовила: педагог дополнительного образования
МБУДО «Дом детского творчества»
Валуйского района Белгородской области
Некрасова Людмила Алексеевна
п. Уразово, 2015 г.
Подготовила: педагог дополнительного образования
МБУДО «Дом детского творчества»
Валуйского района Белгородской области
Некрасова Людмила Алексеевна
Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства.
Дополнительное образование активно способствует творческому развитию ребенка, предоставляя ему возможность самоопределения.
Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии, при этом дать возможность попробовать себя в разных видах творчества.
Понятие «самоопределение» в Российской педагогической энциклопедии трактуется таким образом: «Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений».
В становлении зрелой личности важное место занимает профессиональное самоопределение. «В основе профессионального самоопределения лежит осознанная социальная позиция личности, заложенная всем комплексом воспитательных и образовательных влияний».
Профессиональное самоопределение есть «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способностью его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей».
В системе дополнительного образования педагогом художественного направления Дома детского творчества работаю с 2005 года. Обучение детей веду по модифицированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Веселая палитра» (3-и года обучения) и авторской образовательной программе «Народное творчество» (3-и года обучения). Последняя в 2010 году рассмотрена на заседании муниципального экспертного Совета и внесена в муниципальный банк данных.
Подробнее останавливаясь на работе по авторской программе «Народное творчество», раскрывая вопрос «Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности…», хочу познакомить с учебным планом, в котором наглядно можно проследить по каким направлениям художественной деятельности осуществляется работа.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
№ п/п
|
Разделы
программы
|
Количество часов
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
1.
|
Введение. Вводное занятие
|
2
|
2
|
2
|
2.
|
Работа с глиной
|
56
|
78
|
92
|
3.
|
Народная одежда Белгородчины
|
-
|
10
|
10
|
4.
|
Сам себе дизайнер
|
14
|
58
|
24
|
5.
|
Народная роспись
|
54
|
40
|
68
|
6.
|
Работа с берестой
|
6
|
16
|
8
|
7.
|
Выставка
|
6
|
6
|
6
|
8.
|
Аттестация
|
4
|
4
|
4
|
9.
|
Итоговое занятие
|
2
|
2
|
2
|
Всего:
|
144
|
216
|
216
|
Самоопределение для обучающихся детских объединений «Веселая палитра» и «Народное творчество» рассматривается как процесс освоения различных видов деятельности.
Авторская программа «Народное творчество» предполагает использование на занятиях различных видов художественной деятельности, способствующих раскрытию творческих способностей и профессиональному самоопределению обучающихся. Речь идет о таких видах деятельности как:
- работа с глиной;
- создание эскизов русской народной одежды Белгородской области;
- дизайн;
- народная роспись;
- работа с берестой.
Графика и живопись как виды художественной деятельности используются при изучении каждого тематического блока: это и создание эскизов будущих изделий, и изготовление самих изделий, где ребенок должен проявить индивидуальность и собственную фантазию, соблюдая при этом традиционную внешность изделия, если речь идет о народной игрушке или росписи. Это приводит к проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Раздел авторской программы «Работа с глиной» предоставляет большие возможности для сотворчества педагога и обучающихся. Он включает в себя изучение истории и приобретение технологических навыков изготовления различных видов народной глиняной игрушки, в том числе и традиционной борисовской, а так же изготовления сюжетных композиций. Сюда же входит дизайнерская разработка некоторых видов глиняной посуды с декоративным налепом и создание коллажей, где используются различные изобразительные техники.
Подытоживая работу по данному разделу, обсуждаем с детьми, в каких профессиях могут пригодиться полученные на занятиях знания, умения и навыки. Это – художник-игрушечник, гончар, скульптор, дизайнеры разных художественных направлений, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования – руководитель студии изобразительного творчества. Демонстрирую детям видеозаписи об особенностях перечисленных профессий. После просмотра дети делятся впечатлениями о том, какая профессия им ближе, почему и кем хотелось бы стать им в будущем.
Как вид деятельности нужно рассматривать создание эскизов русской народной одежды Белгородской области. В разделе «Народная одежда Белгородчины» дети имеют возможность изучить различия народной одежды не только между районами, но и между населенными пунктами одного района. Часть информации о народном костюме дает педагог, а часть информации, касающуюся конкретного населенного пункта, дети находят сами. Свое индивидуальное задание они оформляют в виде проектов, прилагая к ним эскизы народной одежды. Итоговым заданием для обучающихся может быть разработка своего народного костюма на основе полученных знаний о народной одежде Белгородской области. При этом дети дают объяснение выбору использованных в эскизе элементов одежды и орнамента. Выполняя подобные задания, дети занимаются своего рода дизайном одежды, представляя себя настоящими модельерами.
Результатом изучения этого раздела стало II место Некрасовой Натальи, обучающейся детского объединения «Народное творчество», в конкурсе эскизов моделей одежды в рамках X областного конкурса студий и театров моды «Гармония» в номинации «Эко-стиль» в 2014 году. При разработке эскизов к коллекции моделей «Узоречье» обучающаяся использовала полученные знания о традициях русского народа, народном костюме и орнаментах.
Это не первое участие Некрасовой Натальи в этом конкурсе в качестве создателя эскизов будущих моделей одежды. В 2012 году были выполнены эскизы к коллекции моделей «Возвращение к истокам» в номинации «Авангардный костюм» в рамках IX областного конкурса студий и театров моды «Гармония». Каждый раз ее работы отмечались высоким уровнем исполнительского мастерства.
Вид художественной деятельности «дизайн» находит свое отражение в разделе программы «Сам себе дизайнер». В этом разделе дети могут проявить себя настоящими дизайнерами в разработке некоторых предметов быта, превращая бросовый материал в декоративные вазы, карандашницы, шкатулочки, копилки и другое. Сюда же входит работа с соленым тестом, где совершенствуются приемы выполнения объемных и полуобъемных изделий. В этом же разделе дети осваивают роспись по камню в теме «Миниатюры на камне». Анализируя результаты творческой деятельности обучающихся, к примеру, в теме «Миниатюры на камне» приходим с детьми к выводу, что расписанные камни могут служить как украшением интерьера комнаты, так и украшением клумбы, если, к примеру, на крупном камне изображен горшок с цветами. Если найти такому «горшку с цветами» правильное место на клумбе, то это декоративное украшение станет достойным элементом ландшафта данного двора. Здесь необходимо рассказать обучающимся о том, какие профессии могут заниматься подобными видами деятельности. Это могут быть, к примеру, дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер или дизайнер среды. Можно дать детям домашнее задания узнать как можно больше об этих профессиях и рассказать на следующем занятии коллективу.
Таким образом, педагог включает ребенка в поисковую деятельность, тем самым, вызывая большой интерес к данным профессиям. Обращая внимание детей на те или иные профессии, педагог способствует профессиональному самоопределению обучающихся.
Роспись железных подносов – жостово, росписи по дереву и керамике широко рассмотрены в разделе программы «Народная роспись», где происходит знакомство с историей и особенностями промыслов: городецкого, хохломского, полхов-майданского и другими и освоение приемов выполнения той или иной росписи. В данном виде художественной деятельности обучающимся открываются огромные возможности для проявления индивидуальности в творчестве. При определенных условиях, создаваемых педагогом, дети могут почувствовать себя художниками-мастерами определенного народного промысла. Речь идет о правильной организации занятия. Например, построить занятие в игровой форме, предложив детям примерить на себя роли художников-мастеров промысла и их подмастерьев. Такая форма занятия, несомненно, повышает познавательный интерес не только конкретно к изучаемому промыслу, но и к самому профильному предмету, тем самым тоже ориентируя ребенка на профильные профессии.
Еще один вид художественной деятельности – это работа с берестой в разделах программы «Берестяная аппликация» и «Берестяная живопись», здесь дети знакомятся с ценным природным материалом – березовой корой, которую не так-то просто добыть, по той причине, что снимают ее с погибших деревьев, а с живых – строго запрещено. Это воспитывает у обучающихся бережное отношение к живой природе и рациональное отношение к использованию раздаточного материала. Дети работают с берестой с большим интересом, так как сам по себе этот природный материал не является традиционным в использовании на уроках в школе.
Работа педагога по профессиональному ориентированию обучающихся состоит в следующем:
- рассказ педагога о тех профессиях, которые связаны с изобразительным и декоративно-прикладным искусством;
- показ видеозаписей об особенностях художественных профессий;
- привлечение ребенка к поиску информации о профессии;
- организация встреч с родителями художественных профессий;
- организация встреч с художником-оформителем, художниками различных жанров, дизайнером, к примеру, свадебного салона и т. д. своей местности, что дает возможность наглядно изучить рабочее место представителя художественной профессии;
- организация рядовых и авторских выставок творческих работ для обучающихся;
- организация участия обучающихся в конкурсах рисунков и декоративно-прикладного творчества на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском, международном);
- наблюдение за качественным ростом творчества обучающихся детских объединений в течение длительного периода. Выделение у каждого ребенка доминирующей творческой деятельности;
- разработка индивидуальных маршрутов для успешных обучающихся с учетом доминирующих интересов и работа по ним (может быть по желанию самого ребенка, который определился с выбором профессии, или по просьбе родителей).
Таким образом, думаю, что работу с детьми по авторской образовательной программе «Народное творчество» можно признать допрофильным обучением. Считаю, что привлечение обучающихся творческих объединений к различным видам художественного творчества на занятиях способствует осознанному и аргументированному выбору будущей профессии, т. е. самоопределению.
Дети, в которых удалось развить художественные способности, осваивают две дополнительные общеобразовательные программы: сначала – «Веселая палитра», затем – «Народное творчество». Таким образом, дети занимаются изобразительным искусством шесть лет.
Как правило, эти обучающиеся показывают высокие результаты, участвуя в конкурсах и выставках различного уровня, являются победителями и призерами. Вот некоторые из них:
Посохова Юлия – 2010 г. – 2 место в выставке-конкурсе «Рукотворная краса Белогорья», посвящённой 65-летию Победы в ВОВ 1941 – 45 гг., 3 место в региональном этапе Международного конкурса детских рисунков «С любовью к Франции», 2009 г. - 2 место в региональном этапе Всероссийского фольклорного фестиваля «Псковские жемчужины», 3 место в конкурсе творческих работ «Победа в Северной войне», 2008 г. - 2 место в выставке «Православная Белгородчина в Год Семьи», 2 место в выставке-конкурсе «Рукотворная краса Белогорья», посвященная 65-летию Победы в Курской битве, 4 место в выставке-конкурсе «Рукотворная краса Белогорья», посвящённая 55-летию образования Белгородской области.
Посохова Юлия поступила в Воронежский государственный педагогический университет, факультет дошкольного образования.
Соболева Дарья – 2012 г. – 3 место в областной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья», 1 место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, 1 место в муниципальном этапе Международного конкурса детского рисунка «Дружная планета», 1 место в муниципальном этапе областного конкурса юных художников Белгородчины «Золотая палитра»; 2010 г. – 1 место в муниципальном конкурсе творческих работ, посвященном 265-летию со дня рождения М.И. Кутузова «Люблю Отчизну я…», 1 место в муниципальной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья», посвященной Году Учителя.
Соболева Дарья поступила в Московский государственный университет дизайна и технологии, факультет химическая технология. Где при изучении таких предметов как «Техника экспериментального исследования», «Инженерная графика», Даше пригодились навыки изобразительной деятельности, например, при разработке и печати шаблонов, предназначенных для нанесения рисунка на ткани.
Донденко Наталья – 2012 г. – 2 место в областном (заочном) конкурсе «Мастерство рабочего», 1 место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского художественного творчества, 2 место в муниципальном этапе Международного конкурса детского рисунка «Дружная планета»; 2010 г. – 1 место в муниципальной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья», посвященной Году Учителя.
Князева Екатерина – 2006 г. – 2 место в областной выставке-конкурсе «Рукотворная краса Белогорья». 2007 г. – 2 место в областной выставке-конкурсе «Рукотворная краса Белогорья».
Князева Катя является победителем и призером многих муниципальных конкурсов.
Лысенко Екатерина – 2010 г. – 1 место в муниципальном конкурсе рисунков «И мужество, как знамя пронесли!»; 2008 г. – 1 место в муниципальном этапе областного конкурса детского рисунка «Духовный лик России»; 2008 г. – 2 место в муниципальной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья».
Некрасова Наталья – 2015 г. – 1 место в региональном этапе конкурса творческих работ, посвященных 175-летию П.И.Чайковского, 2015 г. – 1 место в региональном этапе Международного конкурса рисунков для учащихся на тему: «Россия-Беларусь: культурно-историческая и духовная общность», 2013 г. – 3 место в IX областном конкурсе детского художественного творчества «Иллюстрируем произведения белгородских авторов».
Некрасова Наталья поступила в Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, факультет среднего профессионального образования на специальность «Ветеринария».
Есть выпускники детского объединения «Веселая палитра» и «Народное творчество», которые выбрали себе учебные заведения, далее и профессии, связанные с изобразительным искусством.
Князева Екатерина окончила Белгородский государственный институт культуры и искусств, факультет дизайн среды. В данный момент работает дизайнером в магазине «Обои» в городе Белгород.
Занимаясь по программе «Веселая палитра» Екатерина уделяла особое внимание пейзажному жанру, творческие работы, выполненные ею на эту тематику, всегда отличались высоким качеством. Видимо это увлечение и нашло свое дальнейшее отражение в ее профессиональной судьбе.
Лысенко Екатерина также окончила Белгородский государственный институт культуры и искусств, факультет дизайн среды.
Выпускники творческих объединений, поступившие не по профилю ИЗО, очень довольны тем, что получили необходимые знания, умения и навыки по изобразительному искусству в стенах Дома детского творчества. Они помогают им в получении профессий таких как: ветеринар, медицинский работник, воспитатель детского сада, учитель биологии, начальных классов, инженер и другие, так как на занятиях частым заданием бывает изображение чего-либо в цвете, используя при этом основные законы изображения: перспективы, пропорций, передачи пространства и объема и так далее.
В творческих объединениях «Веселая палитра» и «Народное творчество» планируется дальнейшая системная работа по допрофильному ориентированию обучающихся. В данный момент разрабатывается индивидуальный маршрут для Костенко Анастасии, обучающейся детского объединения «Народное творчество». Планируется ее участие в творческих конкурсах различного уровня.
Подводя итоги своего выступления, хотелось бы отметить, что работа педагога по профессиональному самоопределению обучающихся очень важна и даже в том случае, если ребенок выберет другую профессию, так как занятия изобразительным искусством учат детей видеть прекрасное не только в произведениях великих мастеров, но и в обыденной жизни.
|