Среда, 15.05.2024, 17:54
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУДО "Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области"

Для педагогов

Главная » Файлы » Мои файлы

Тема: Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства
21.02.2016, 00:46

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Валуйского района Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выступление

на региональном семинаре

 

 

Тема: Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: педагог дополнительного образования

МБУДО «Дом детского творчества»

Валуйского района Белгородской области

Некрасова Людмила Алексеевна

 

 

 

 

 

 

п. Уразово, 2015 г.

Подготовила: педагог дополнительного образования

МБУДО «Дом детского творчества»

Валуйского района Белгородской области

Некрасова Людмила Алексеевна

 

 

 

Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства.

 

Дополнительное образование активно способствует творческому развитию ребенка, предоставляя ему возможность самоопределения.

Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии, при этом дать возможность попробовать себя в разных видах творчества.

Понятие «самоопределение» в Российской педагогической энциклопедии трактуется таким образом: «Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений».

В становлении зрелой личности важное место занимает профессиональное самоопределение. «В основе профессионального самоопределения лежит осознанная социальная позиция личности, заложенная всем комплексом воспитательных и образовательных влияний».

Профессиональное самоопределение есть «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способностью его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей».

В системе дополнительного образования педагогом художественного направления  Дома детского творчества работаю с 2005 года. Обучение детей веду по модифицированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Веселая палитра» (3-и года обучения) и авторской образовательной программе «Народное творчество» (3-и года обучения). Последняя в 2010 году рассмотрена на заседании муниципального экспертного Совета и внесена в муниципальный банк данных.

Подробнее останавливаясь на работе по авторской программе «Народное творчество», раскрывая вопрос «Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности…», хочу познакомить с учебным планом, в котором наглядно можно проследить по каким направлениям художественной деятельности осуществляется работа. 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН  ПРОГРАММЫ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

 

№ п/п

Разделы

программы

Количество часов

1 год

2 год

3 год

1.

Введение. Вводное занятие

2

2

2

2.

Работа с глиной 

56

78

92

3.

Народная одежда Белгородчины

-

10

10

4.

Сам себе дизайнер

14

58

24

5.

Народная роспись

54

40

68

6.

Работа с берестой

6

16

8

7.

Выставка

6

6

6

8.

Аттестация

4

4

4

9.

Итоговое занятие

2

2

2

Всего:

144

216

216

                         

Самоопределение для обучающихся детских объединений «Веселая палитра» и «Народное творчество» рассматривается как процесс освоения различных видов деятельности.

Авторская программа «Народное творчество» предполагает использование на занятиях различных видов художественной деятельности,  способствующих раскрытию творческих способностей и профессиональному самоопределению обучающихся. Речь идет о таких видах деятельности как:

          - работа с глиной;

         - создание эскизов русской народной одежды Белгородской области;

         - дизайн;

- народная роспись;

- работа с берестой.

Графика и живопись как виды художественной деятельности  используются при изучении  каждого тематического блока: это и создание эскизов будущих  изделий, и изготовление самих изделий, где ребенок должен проявить индивидуальность и собственную фантазию, соблюдая при этом традиционную внешность изделия, если речь идет о народной игрушке или росписи. Это приводит к проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Раздел авторской программы «Работа с глиной» предоставляет большие возможности для сотворчества педагога и обучающихся. Он включает в себя изучение истории и приобретение технологических навыков изготовления различных видов народной глиняной игрушки, в том числе и традиционной борисовской, а так же изготовления сюжетных композиций. Сюда же входит дизайнерская разработка некоторых видов глиняной посуды с декоративным налепом и создание коллажей, где используются различные изобразительные техники.

Подытоживая работу по данному разделу, обсуждаем с детьми, в каких профессиях могут пригодиться полученные на занятиях знания, умения и навыки. Это – художник-игрушечник, гончар, скульптор, дизайнеры разных художественных направлений, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования – руководитель студии изобразительного творчества. Демонстрирую детям видеозаписи об особенностях перечисленных профессий. После просмотра дети делятся впечатлениями  о том, какая профессия им ближе, почему и кем хотелось бы стать им в будущем.

Как вид деятельности нужно рассматривать создание эскизов русской народной одежды Белгородской области. В разделе «Народная одежда Белгородчины» дети имеют возможность изучить различия народной одежды не только между районами, но и между населенными пунктами одного района. Часть информации о народном костюме дает педагог, а часть информации, касающуюся конкретного населенного пункта, дети находят сами. Свое индивидуальное задание  они оформляют в виде проектов, прилагая к ним эскизы народной одежды. Итоговым заданием для обучающихся может быть разработка своего народного костюма на основе полученных знаний о народной одежде Белгородской области. При этом дети дают объяснение выбору использованных в эскизе элементов одежды и орнамента. Выполняя подобные задания, дети занимаются своего рода дизайном одежды, представляя себя настоящими модельерами.

Результатом изучения этого раздела стало  II место Некрасовой Натальи, обучающейся детского объединения «Народное творчество», в конкурсе эскизов моделей одежды в рамках X областного конкурса студий и театров моды «Гармония» в номинации «Эко-стиль» в 2014 году. При разработке эскизов к коллекции моделей «Узоречье» обучающаяся  использовала полученные знания о традициях русского народа, народном костюме и орнаментах.

Это не первое участие Некрасовой Натальи в этом конкурсе в качестве создателя эскизов будущих моделей одежды. В 2012 году были выполнены эскизы к коллекции моделей «Возвращение к истокам» в номинации «Авангардный костюм» в рамках IX областного конкурса студий и театров моды «Гармония». Каждый раз ее работы отмечались высоким уровнем исполнительского мастерства.

Вид художественной деятельности «дизайн» находит свое отражение в разделе программы «Сам себе дизайнер». В этом разделе дети могут проявить себя настоящими дизайнерами в разработке некоторых предметов быта, превращая бросовый материал в декоративные вазы, карандашницы, шкатулочки, копилки и другое. Сюда же входит работа с соленым тестом, где совершенствуются приемы выполнения объемных и полуобъемных изделий. В этом же разделе дети осваивают роспись по камню в теме «Миниатюры на камне». Анализируя результаты творческой деятельности обучающихся, к примеру, в теме «Миниатюры на камне»  приходим с детьми к выводу, что расписанные камни могут служить как украшением интерьера комнаты, так и украшением клумбы, если, к примеру, на крупном камне изображен горшок с цветами. Если найти такому «горшку с цветами» правильное  место на клумбе, то это декоративное украшение станет достойным элементом ландшафта данного двора. Здесь необходимо рассказать обучающимся о том, какие профессии могут заниматься подобными видами деятельности. Это могут быть, к примеру, дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер или дизайнер среды. Можно дать детям  домашнее задания узнать как можно больше об этих профессиях и рассказать на следующем занятии коллективу.

Таким образом, педагог включает ребенка в поисковую деятельность, тем самым, вызывая большой интерес к данным профессиям. Обращая внимание детей на те или иные профессии, педагог способствует профессиональному самоопределению обучающихся.

Роспись железных подносов – жостово,  росписи по дереву и керамике широко рассмотрены в разделе программы «Народная роспись», где происходит знакомство с историей и особенностями промыслов: городецкого, хохломского, полхов-майданского и другими и освоение приемов выполнения той или иной росписи. В данном виде художественной деятельности обучающимся открываются огромные возможности для проявления индивидуальности в творчестве. При определенных условиях, создаваемых педагогом, дети могут почувствовать себя художниками-мастерами определенного народного промысла. Речь идет о правильной организации занятия. Например, построить занятие в игровой форме, предложив детям примерить на себя роли художников-мастеров промысла и их подмастерьев. Такая форма занятия, несомненно, повышает познавательный интерес не только конкретно к изучаемому промыслу, но и к самому профильному предмету, тем самым тоже ориентируя ребенка на профильные профессии.

Еще один вид художественной деятельности – это работа с берестой в разделах программы «Берестяная аппликация» и «Берестяная живопись», здесь дети знакомятся с ценным природным материалом – березовой корой, которую не так-то просто добыть, по той причине, что снимают ее с погибших деревьев, а с живых – строго запрещено. Это воспитывает у обучающихся бережное отношение к живой природе и рациональное отношение к использованию раздаточного материала. Дети работают с берестой с большим интересом, так как сам по себе этот природный материал не является традиционным в использовании на уроках в школе.

Работа педагога по профессиональному ориентированию обучающихся состоит в следующем:

- рассказ педагога о тех профессиях, которые связаны с изобразительным и декоративно-прикладным искусством;

- показ видеозаписей об особенностях художественных профессий;

- привлечение ребенка к поиску информации о профессии;

- организация встреч с родителями художественных профессий;

- организация встреч с художником-оформителем, художниками различных жанров, дизайнером, к примеру, свадебного салона и т. д. своей местности, что дает возможность наглядно изучить рабочее место представителя художественной профессии; 

- организация рядовых и авторских выставок творческих работ для обучающихся;

- организация участия обучающихся в конкурсах рисунков и декоративно-прикладного творчества на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском, международном);

- наблюдение за качественным ростом творчества обучающихся детских объединений в течение длительного периода. Выделение у каждого ребенка доминирующей творческой деятельности;

- разработка индивидуальных маршрутов для успешных обучающихся с учетом доминирующих интересов и работа по ним (может быть по желанию самого ребенка, который определился с выбором профессии, или по просьбе родителей).

Таким образом, думаю, что работу с детьми по авторской образовательной программе «Народное творчество» можно признать допрофильным обучением. Считаю, что привлечение обучающихся творческих объединений к различным видам художественного творчества на занятиях способствует осознанному и аргументированному выбору будущей профессии, т. е. самоопределению.

Дети, в которых удалось развить художественные способности, осваивают две дополнительные общеобразовательные программы: сначала – «Веселая палитра», затем – «Народное творчество». Таким образом, дети занимаются изобразительным искусством шесть лет.

Как правило, эти  обучающиеся показывают высокие результаты, участвуя в конкурсах и выставках различного уровня, являются победителями и призерами. Вот некоторые из них:

Посохова Юлия – 2010 г. – 2 место  в  выставке-конкурсе  «Рукотворная краса Белогорья», посвящённой 65-летию Победы в ВОВ 1941 – 45 гг., 3 место в региональном этапе Международного конкурса детских рисунков «С любовью к Франции», 2009 г. - 2 место в региональном этапе Всероссийского фольклорного фестиваля «Псковские жемчужины», 3 место в  конкурсе творческих работ «Победа в Северной войне», 2008 г. - 2 место в выставке «Православная Белгородчина в Год Семьи», 2 место в выставке-конкурсе «Рукотворная краса Белогорья», посвященная 65-летию Победы в Курской битве, 4 место в  выставке-конкурсе «Рукотворная краса Белогорья», посвящённая 55-летию образования Белгородской области.

Посохова Юлия поступила в Воронежский государственный педагогический университет, факультет дошкольного образования.

Соболева Дарья – 2012 г. – 3 место в областной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья», 1 место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, 1 место в муниципальном этапе Международного конкурса детского рисунка «Дружная планета», 1 место в муниципальном этапе областного конкурса юных художников Белгородчины «Золотая палитра»; 2010 г. – 1 место в муниципальном конкурсе творческих работ, посвященном 265-летию со дня рождения М.И. Кутузова «Люблю Отчизну я…», 1 место в муниципальной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья», посвященной Году Учителя.

Соболева Дарья поступила в Московский государственный университет дизайна и технологии, факультет химическая технология. Где при изучении таких предметов как «Техника экспериментального исследования», «Инженерная графика», Даше пригодились навыки изобразительной деятельности, например, при разработке и печати шаблонов, предназначенных для нанесения рисунка на ткани.  

Донденко Наталья – 2012 г. – 2 место в областном (заочном) конкурсе «Мастерство рабочего», 1 место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского художественного творчества, 2 место в муниципальном этапе Международного конкурса детского рисунка «Дружная планета»; 2010 г. – 1 место в муниципальной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья», посвященной Году Учителя.

Князева Екатерина – 2006 г. – 2 место в областной выставке-конкурсе «Рукотворная краса Белогорья». 2007 г. – 2 место в областной выставке-конкурсе «Рукотворная краса Белогорья».

Князева Катя является победителем и призером многих муниципальных конкурсов.

Лысенко Екатерина – 2010 г. – 1 место в муниципальном конкурсе рисунков «И мужество, как знамя пронесли!»; 2008 г. – 1 место в муниципальном этапе областного конкурса детского рисунка «Духовный лик России»; 2008 г. – 2 место в муниципальной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья».

Некрасова Наталья – 2015 г. – 1 место в региональном этапе конкурса творческих работ, посвященных 175-летию  П.И.Чайковского, 2015 г. – 1 место в региональном этапе Международного конкурса  рисунков  для учащихся на тему: «Россия-Беларусь: культурно-историческая и духовная общность», 2013 г. – 3 место в IX областном конкурсе детского художественного творчества «Иллюстрируем произведения белгородских авторов».

Некрасова Наталья поступила в Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, факультет среднего профессионального образования на специальность «Ветеринария».

Есть выпускники детского объединения «Веселая палитра» и «Народное творчество», которые выбрали себе учебные заведения, далее и профессии, связанные с изобразительным искусством.

Князева Екатерина окончила Белгородский государственный институт культуры и искусств, факультет дизайн среды. В данный момент работает  дизайнером в магазине «Обои» в городе Белгород.

Занимаясь по программе «Веселая палитра» Екатерина уделяла особое внимание пейзажному жанру, творческие работы, выполненные ею на эту тематику, всегда отличались высоким качеством. Видимо это увлечение и нашло свое дальнейшее отражение в ее профессиональной судьбе.

Лысенко Екатерина также окончила Белгородский государственный институт культуры и искусств,  факультет дизайн среды.

Выпускники творческих объединений, поступившие не по профилю ИЗО, очень довольны тем, что получили необходимые знания, умения и навыки по изобразительному искусству в стенах Дома детского творчества. Они помогают им в получении профессий таких как: ветеринар,  медицинский работник, воспитатель детского сада, учитель биологии, начальных классов, инженер и другие, так как на занятиях частым заданием бывает изображение чего-либо в цвете, используя при этом основные законы изображения: перспективы, пропорций, передачи пространства и объема и так далее.

В творческих объединениях «Веселая палитра» и «Народное творчество» планируется дальнейшая системная работа по допрофильному ориентированию обучающихся. В данный момент разрабатывается индивидуальный маршрут для Костенко Анастасии, обучающейся детского объединения «Народное творчество». Планируется ее участие в творческих конкурсах различного уровня.

Подводя итоги своего выступления, хотелось бы отметить, что работа педагога по профессиональному самоопределению обучающихся очень важна и даже в том случае, если ребенок выберет другую профессию, так как занятия изобразительным искусством учат детей видеть прекрасное не только в произведениях великих мастеров, но и в обыденной жизни.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ДДТ
Просмотров: 767 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0